Официальные ресурсы

Интервью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева «Комсомольской правде»

27 сентября 2016 Распечатать

Вице-премьер Юрий Трутнев - «КП»: «Вещи из Китая везут по более выгодным тарифам, чем нашу рыбу. Почему так - для меня загадка»

Юрий Трутнев, вице-премьер и полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.Юрий Трутнев, вице-премьер и полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.Фото: Евгения ГУСЕВА
Полномочный представитель Президента России на Дальнем Востоке в интервью «КП» - о социально-экономическом развитии региона, переселении городов и борьбе с коррупцией/

Дальний Восток из самого отсталого региона страны постепенно становится передовым. Здесь налоговые льготы, раздают бесплатно землю и дают зеленый свет бизнесменам на любой мало-мальски полезный проект. О том, какие трудности приходится преодолевать и что будет с этим регионом через 30 лет, рассказал Юрий Трутнев, вице-премьер и полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

ПРИВЛЕКЛИ ТРИЛЛИОН РУБЛЕЙ, НО ЭТОГО МАЛО

- Юрий Петрович, прошло три года с момента вашего назначения. Как вы оцениваете, много ли удалось сделать?

- Мы изучали опыт самых быстро растущих экономик мира. И поставили себе задачу, что у нас все должно быть не хуже. Для того чтобы это получилось, началась работа над законами. Появились территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, снизились энерготарифы. Мы привлекли больше триллиона инвестиций. Звучит, конечно, внушительно, но пока проекты только-только стартовали. В этом году надеялись запустить 17 предприятий на Дальнем Востоке, а получится открыть целых 50.

- А самые громкие назовите? Чтобы можно «пощупать», что называется?

- Ну можете «пощупать» теплицы в Хабаровске. Там огурцы и помидоры растут. Японцы в этом году приехали на форум, сказали: «А мы хотим в два раза больше построить, потому что раскупается продукция мгновенно». Мы говорим: «Да стройте на здоровье!» Или «пощупайте» обогатительную фабрику в Нерюнгри. Там вообще-то запасы угля заканчивались. Город хотели расселять, а сейчас - не надо, потому что запустили новый добывающий комплекс.

На самом деле я прекрасно понимаю, что те 300 проектов, которые сегодня есть в «корзине» - это не очень много для Дальнего Востока. Их должно быть в 10 раз больше. Тогда, наверное, люди почувствуют, что жить стали по-другому.
Вице-премьер Юрий Трутнев считает, что важно сохранить баланс: и экономику на Дальнем Востоке развить, и изумительные красоты сохранить. Фото: PhotoXPress.ru

Вице-премьер Юрий Трутнев считает, что важно сохранить баланс: и экономику на Дальнем Востоке развить, и изумительные красоты сохранить. Фото: PhotoXPress.ru

ЕСЛИ БУДЕТ НУЖНО, ВОЗЬМУ ЗЕМЛЮ И ОСВОЮ

- Давайте к самой интересной теме перейдем. Что там с дальневосточным гектаром?

- Хочу вам честно признаться, что дальневосточный гектар - это, наверное, самое сложное, за что я пока в жизни брался.

- Да? Так это вроде просто? Вот гектар, вот человек.

- Я вам расскажу про технологическую простоту. Первое - у нас координаты кадастровых и спутниковых карт не совпадают. Вы можете выбрать участок, а потом окажется, что он с другой стороны реки, а вам переправиться нельзя. Далее, у нас не зарегистрированы права граждан. Соответственно вы участок выбрали, а там кто-то давным-давно картошку сажает. И считает, что этот участок - его собственность. У него даже справка есть от местного совнаркома 1937 года. Просто ему в голову не приходило, что эту справку надо как-то регистрировать. Вы приезжаете, а он вилы берет и говорит: «Ты что, родной, это моя картошка!» Таких больших и маленьких проблем вокруг возможности получить землю у нас очень много.

- Но вы как-то работаете с ними?

- Конечно! Мы сейчас не идем по принципу - выпустили закон, а дальше хоть не рассветай. Мы его анализируем вдоль и поперек. У нас уже с дюжину существенных поправок, которые обязательно надо вносить. Контрольная дата у нас - 1 февраля следующего года. Тогда закон начнет действовать для всех россиян. До этого времени мы обязаны его вычистить, найти ответы на все сложные вопросы. Уверен, что получится.

- Кстати, а почему именно гектар прописан в законе? Для личного подсобного хозяйства - много. А если заниматься чем-то серьезным - мало.

- Хотите покаюсь? Возник он исключительно в рамках моей мечты о том, чтобы граждане России могли быстро, беспрепятственно получать под личные нужды землю, на которой они живут. Земля - это мощнейший ресурс. Чтобы люди жили, строили дома, детей рожали, занимались каким-то небольшим хозяйством. Гектар - это действительно не очень много. И в то же время, если умножаем на членов семьи, то это уже 5 - 7 гектаров, есть о чем поговорить.

- А можно использовать гектар для личного туризма? Вот я его получил, дом построил, летаю туда в отпуск. А потом придут и скажут: «Где сельхозназначение? Отнимаем у тебя гектар!»

- Я против такого механизма. Действительно, есть земли под сельхозназначение. Но, простите, если человек на этой земле дом построил, семью завел, налоги за стройку заплатил, рынок оживил, у него дети родились. Это что, для государства хуже, чем если там будет рожь колоситься? Не понимаю. Мне кажется, это избыточные ограничения. Мы в законе их убрали.

- Вы-то сами гектар будете себе оформлять?

- Каждый раз езжу в командировку и только об этом и думаю… Шучу. Знаете, когда мы этот закон конструировали, у меня был здоровый азарт. Думаю, надо же чего-то взять в конце концов! Места, которые нравятся, их очень много. Дальний Восток - удивительно красивый край. Но пока не созрел, времени на это нет. Если надо в качестве личного примера сделать, то честно возьму и освою.
Цифры и факты Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Цифры и фактыФото: Дмитрий ПОЛУХИН

ИЗ КИТАЯ ВЕЩИ ДЕШЕВЛЕ ВЕЗТИ, ЧЕМ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РЫБУ

- Все время говорят о том, что Дальний Восток - это наша рыбная житница. Но главная проблема: как бы всю эту рыбу довезти ко всем этим миллионам потребителей российских?

- В первую очередь надо саму рыбную отрасль приводить в нормальное состояние. У нас, например, 91% рыбы продается в непереработанном виде. А это минимальная прибавочная стоимость. Плюс объем незаконного промысла оценивается в 25%. И у нас устарели корабли. Надо новые строить. Почти на нулевом уровне марикультура (искусственное выращивание организмов в естественной среде. - Ред.). Хотя ее в мире производится 70 млн. тонн в год. И у Приморья такой потенциал, что можно было бы легко удвоить объем рыбы, производимой на Дальнем Востоке. Я поручение дал проанализировать все побережье. После этого нарезать его на куски и просто, как месторождения, продать публично, на аукционе. Главное, сделать это быстро - за 3 года максимум. Тогда мы резко можем повысить количество рыбы, поступающей на рынок.

- Увеличить количество рыбы - это хорошо, но ее же как-то довезти надо!

- Конечно, железная дорога - огромная проблема. Расстояние мы с вами не уменьшим. Но с тарифами там не все в порядке. Часто получается, что вещи из Китая везут по более выгодным тарифам, чем нашу рыбу. Почему так - для меня загадка. А надо-то просто определиться с оптимальными расценками! Мы эти вопросы обсуждали на президиуме Госсовета под руководством президента. Были даны поручения.

ПЕРЕСЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ НЕ БУДЕМ, ПУСТЬ ЖИВУТ

- На Дальнем Востоке много поселений, которые ничего не создают. Остались с довоенных времен. Там бюрократия цветет, деньги туда идут, а работы нет. Может, их перевезти туда, где есть производство?

- Я с вами соглашусь 50 на 50. Про чиновников вы верно говорите. Можно просто найти достойного пожилого человека, которому заняться нечем. Как раньше был сельский староста. Который будет эти же функции главного на селе выполнять. Мы должны еще подумать над реформой местного самоуправления. А что касается переселения, тут я не согласен!

- Так дорого же они нам обходятся!

- Люди по-разному относятся к жизни. Вот человек там живет, у него есть свой огород, он знает, где грибы собирать, куда сходить рябчика подстрелить, у него гуси, корова, еще чего-то. У него здесь родители похоронены, он здесь живет всю жизнь. Если мы ему скажем: «Нет, родной, ты езжай, вон там будешь на заводе работать», для него это конец жизни. Так что не надо его трогать. Наоборот, у нас же много деревень усохло. А когда людям нравится жить на селе - это признак экономического развития. Ненормально, когда все урбанизированы, в центре огромных городов.

- А бизнесменам интересно переезжать к вам?

- Еще бы. Мы их очень поощряем. Я вас уверяю, ситуация, когда ко мне кто-то обратился с идеей нового предприятия, а я эту идею проигнорировал, - невозможна. Мы стараемся всем помочь, подобрать территорию. И с точки зрения инфраструктуры, и с удобной логистикой и хорошим рынком сбыта. Так создаются зародыши проектов, когда люди приезжают и говорят: «Хочу!»

КОРРУПЦИЯ, ДО СВИДАНИЯ!

- Как вы оцениваете, насколько сократилась коррупция от всех ваших законов, затей и дел?

- Знаете, мне не очень хочется делить коррупцию, лень и бестолковость. Все, кто не движется вместе с нами в сторону развития Дальнего Востока, они нам просто не сотоварищи. И мы не ставим задачу дождаться, когда им обязательно кандалы наденут. Мы просто расстаемся с теми, к кому нет доверия или кто не умеет исполнять поставленные задачи. И меня это устраивает. Во-первых, человек остался на свободе, он чем-то потом будет занят. Но на госслужбе он нам не нужен ни в каком виде. А во-вторых, мы прежде всего стараемся убирать коррупцию институционально. Все механизмы, которые мы делаем, - без особых чиновничьих рычагов, там нечем поуправлять. На этот предмет я все законы смотрю и все нормативные акты. Бывает, «фокусники» приходят всякие, пытаются свои порядки установить. Но мы с ними откровенно всегда разговариваем. И они исчезают.

СПРАВКА «КП»

Закон о дальневосточном гектаре вступил в силу с 1 июня 2016 года. Земля выдается на 5 лет. Далее - при условии освоения участков - можно будет арендовать ее или оформить в собственность бесплатно. Участки выдают под сельское хозяйство, индивидуальное строительство, туризм, малый и средний бизнес. Сейчас закон действует в пилотных регионах. А с 1 октября землю можно будет выбрать на всей территории ДФО. Но только жителям региона. С 1 февраля 2017 года гектар смогут взять все жители России.

МЕЧТЫ

«Небоскребов не нужно, пусть гуляют медведи»

- 2050 год на Дальнем Востоке. Каким вы его видите? Круизные лайнеры бороздят просторы Охотского моря, в Южно-Сахалинске построили самый высокий небоскреб в мире, Камчатка по числу туристов обошла Египет...

- Я не злоупотребляю зарубежными поездками. Но иногда в страны Азиатско-Тихоокеанского региона «выскакиваю», чтобы понять, в каком окружении мы находимся. И я видел такие примеры динамичного развития, когда небоскребы в облака упираются. Но я не об этом мечтаю. У нас есть уникальный шанс. Второго Дальнего Востока на планете Земля нет. С одной стороны, эта территория изумительно богатая, красивая. С другой - совершенно не испорченная. И эту ее «незагаженность», при всем экономическом развитии, важно сохранить. Хочется, чтобы мы не кидались из крайности в крайность. Из отставшей территории с плохой инфраструктурой сделать территорию с хорошей инфраструктурой, но с погубленной природой. Нужно сохранить баланс. И тогда по-прежнему будут полные рыбой реки. Медведи будут гулять по берегам Курильского озера. Снега на вулканах будут чистые. Мы сделаем подарок не только себе, но и всей планете. Людям будет куда приезжать и на что смотреть.