Официальные ресурсы

Юрий Трутнев: работу по развитию рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке надо продолжать

24 декабря 2019 Распечатать

Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел в г. Москве заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. На заседании были подведены итоги программы инвестиционных квот и результаты крабовых аукционов, был рассмотрен механизм экономического стимулирования инвесторов при размещении заказов на дальневосточных верфях, обсуждалось развитие портовой инфраструктуры.

«Рыбохозяйственный комплекс является для Дальнего Востока важнейшей отраслью экономики: 65% добычи водных биологических ресурсов страны приходится на Дальний Восток, а, если взять во внимание Арктику, которая тоже относится к ведению Минвостокразвития России, то это уже 82%. Правительством РФ разработаны и реализуются меры поддержки программы инвестиционных квот, проводятся крабовые аукционы», – сообщил Юрий Трутнев.

Как отметил вице-премьер, эффективной мерой поддержки стал механизм инвестиционных квот, в рамках которого дальневосточными инвесторами реализуется 32 проекта на сумму порядка 108 млрд рублей. В число этих договоров входит 18 договоров на строительство рыбопромысловых судов на сумму 93 млрд рублей. Из реализуемых проектов два судна уже построены: это 50-метровые траулеры-сейнеры, для рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский), строительство которых осуществлялось на ПСЗ «Янтарь». Судно «Ленинец» уже прибыло в порт приписки. На судно «Командор» осуществляется регистрация прав собственности. Это также 14 проектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов на сумму около 15 млрд рублей. Уже завершено строительство 6 рыбоперерабатывающих заводов на сумму 7,5 млрд рублей: 4 в Камчатском крае, по одному в Приморском крае и Сахалинской области.

В мае 2019 года принят «крабовый» закон № 86-ФЗ, в рамках которого через аукционы продано 35 лотов, 25 из которых - для вылова краба на Дальнем Востоке. Поступления в бюджет Российской Федерации от продажи 35 крабовых лотов составили более 142 млрд рублей. На российских верфях будет построено 35 судов-краболов. Киль первого краболова, строящегося на Дальнем Востоке, был заложен на судостроительном предприятии «Восточная верфь» в конце ноября текущего года. В 2020 году ожидается реализация 6 лотов на глубоководные виды краба для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с соответствующим обязательством по строительству 6 судов. «Будем эту работу продолжать», – подчеркнул Юрий Трутнев.

На заседании обсуждалась необходимость внесения изменений в законодательство в целях закрепления четкого определения процента общего допустимого улова, распределяемого применительно к инвестиционной квоте (20%). Для Дальнего Востока предложено увеличить срок строительства краболовных судов в рамках программы инвестиционных квот с 5 до 7 лет. «Для многих предприятий на Дальнем Востоке строительство краболовов - совсем новая деятельность, а состояние предприятий не такое блестящее, поэтому нас попросили продлить программу строительства судов на два года. Данное предложение было поддержано», – пояснил Юрий Трутнев.

Рассматривался механизм экономического стимулирования рыбохозяйственных организаций, ставших победителями «крабовых аукционов», при размещении заказов на приобретение краболовных судов на дальневосточных верфях. Предполагается, что субсидирование затрат инвесторов может достигать до 20%. Такую инициативу, выдвинутую двумя вице-премьерами – Юрием Трутневым и Алексеем Гордеевым, поддержал Президент России Владимир Путин.

«Мы хотим, чтобы наши рыбаки, добывающие краба, заказывали суда на дальневосточных верфях. Сейчас большая часть крабов добывается на Дальнем Востоке, а суда строятся на других территориях. Состояние дальневосточных верфей не самое лучшее. Их нужно «оживлять». Именно для этого будет предоставлена субсидия. Есть соответствующее поручение Президента РФ Владимира Владимировича Путина. На заседании мы обсуждали разработку механизма. Он требует серьёзных уточнений. Надо понять, когда эти субсидии могут быть предоставлены, обратить внимание на гарантии для заказчиков судов. Надо разработать документы, которые позволят рыбакам без риска отдавать заказы на дальневосточные верфи. Заказчик должен понимать, что он или получил заказанные суда, или ему обратно вернут деньги, тогда он закажет суда на другой дальневосточной верфи, но сохранит квоты», – заметил Юрий Трутнев.

Как уточнил заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, дальневосточные верфи – ПАО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Хабаровский судостроительный завод», АО «Восточная верфь» – заявили, что вступили в переговорный процесс с потенциальными заказчиками краболовных судов и готовы в период до 2024 года построить не менее 16 единиц таких судов. Первое судно может быть передано заказчику не раннее 2022 года. Средняя оценочная стоимость строительства судов-краболовов составляет порядка 1,7 млрд рублей. Объем средств федерального бюджета для строительства одного судна из расчета компенсации 20% затрат составит порядка 340 млн рублей.

Обсуждалось эффективность управления федеральным имуществом, находящемся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» и расположенном на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе морском торговом порту г. Магадан. «Накопилось много нареканий к деятельности «Нацрыбресурса». Государство не может допустить, чтобы его имущество находилось в таком состоянии!», – акцентировал внимание Юрий Трутнев.

В среднем с территории Дальнего Востока ежегодно экспортируется более 1 млн тонн рыбной продукции, что составляет более 40% от общего статистического объема ее производства в регионе и более 80% от российского экспорта. В денежном эквиваленте стоимостной объем дальневосточного экспорта оценивается от 2 млрд долларов США в год. Вместе с тем развитие рыбоперерабатывающих производств и поставки рыбной продукции на внутренний рынок сдерживают административные барьеры и инфраструктурные ограничения в российских портах. Отмечается высокий износ портовой инфраструктуры и ограничение перевалки рыбопродукции в рыбных портах в пользу более «выгодных» грузов, как угольные и контейнерные терминалы в рыбных портах. Портовые холодильные мощности составляют не более 100 тыс. тонн при фактической потребности в период путины до 800 тыс. тонн. Это приводит к тому, что большая часть уловов экспортируется с минимальной добавленной стоимостью в близлежащие порты стран АТР.

Доходы ФГУП «Нацрыбресурс» от сдачи в аренду имущества, расположенного на территории Дальневосточного федерального округа, за три последних года, включая 9 месяцев 2019 года составили более 700 млн рублей. Расходы по проведению текущих и капитальных ремонтов причалов, находящихся в самостоятельной эксплуатации предприятия (в настоящее время это морские порты Корсаков, Петропавловск-Камчатский и Магадан) составили порядка 35 млн рублей. «На содержание портовой инфраструктуры расходуется всего лишь 5% прибыли. Более половины от полученных от аренды средств идет на заработную плату сотрудников. Остальное идет на другие цели. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности такой организации, которая большую часть полученных денег «проедает», и при этом все переданные им гидротехнические сооружения постепенно ветшают и приходят в нерабочее состояние», – сказал Юрий Трутнев.

По итогам совещания вице-премьер поручил Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, Минсельхозу России и Росрыболовству проработать и внести на рассмотрение Правительства РФ предложения по эффективному использованию федерального имущества, находящемся на Дальнем Востоке в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс». «Нужно внимательно изучить, каким образом можно защитить интересы государства, чтобы на Дальнем Востоке не пропали рыбные порты, чтобы они не стали портами для перегрузки металлолома и угля. Для этого, например, можно прописать условие, чтобы порты использовались только под перегрузку рыбных ресурсов», – заявил вице-премьер. 

Обсуждался вопрос сокращения сроков предоставления лицензии для поставок крабов на экспорт в живом виде, выдаваемой Минпромторгом России. Отмечалось, что процедура согласования заявления на получение лицензии Минпромторга России на экспорт живого краба по сути носит формальный характер (для экспорта мороженой крабовой продукции лицензии и вовсе не требуется). Юрий Трутнев дал поручение Минпромторгу России проработать вопрос сокращения сроков и упрощения механизма предоставления лицензии.