Официальные ресурсы

Юрий Трутнев: развитие Севморпути является стратегическим направлением работы в Арктике

6 октября 2021 Распечатать

Вопросы развития Северного морского пути обсудил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев с парламентариями во время «правительственного часа» на заседании Совета Федерации.  

«Системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне является развитие Северного морского пути. Он позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырье и готовую продукцию – по сути, «сшивает» российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора», – отметил он. 

Северный морской путь на 40% короче Суэцкого канала, однако объём перевозок по нему составляет 33 млн тонн в год, а по Суэцкому каналу – превышает 1 млрд тонн в год. Вместе с тем объём перевозок по Севморпути неуклонно растет. «Для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо сделать многое: построить ледоколы, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения, построить адаптированный к арктическим условиям флот. Важной задачей является улучшение качества жизни людей в населенных пунктах вдоль трассы Севморпути», – считает вице-премьер.

Правительство РФ планирует направления работы по строительству ледокольного флота, обеспечению надежности и безопасности судоходства, развитие системы наземной транспортировки грузов. 

На сегодняшний день проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году будут введены в эксплуатацию ещё четыре атомных ледокола проекта «22220», к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». К середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырёх СПГ-ледоколов. Грузовой флот ледового класса к 2030 году будет увеличен более чем в 3 раза. Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза. 

В рамках космической программы России до 2025 года будет запущено три радиолокационных спутника для осуществления контроля за ледовой обстановкой, один спутник для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения пользователей в Арктической зоне спутниковой связью и сетью Интернет. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.

Большое значение для обеспечения надежности и безопасности судоходства по Северному морскому пути имеет развитие систем спасения и оказания помощи судам на всей протяженности транспортного коридора. Для этого будут созданы спасательные станции в г.Певек, п.Сабетта, пгт.Диксон и  п.Тикси, закуплена необходимая авиационная техника. На эти цели Правительством России выделено 37 млрд рублей до 2026 года. «Основная задача – обеспечить необходимую помощь в любой точке трассы», – заметил Юрий Трутнев. 

Отдельное направление работы Правительства связано с модернизацией и развитием портовой инфраструктуры. На трассе Севморпути расположено 18 портов. Три из них модернизируется. Это порты «Певек», «Мурманск», «Архангельск». До 2024 года будет модернизировано ещё четыре. 

Ведётся строительство терминала «Енисей», порта «Бухта Север» и терминала «Утренний» в порту «Сабетта». После их ввода в эксплуатацию к 2024 году суммарный грузооборот портов Севморпути составит 85 млн тонн. 

Для обеспечения безопасности судоходства также необходимы данные о рельефе дна. До 2025 года планируется осуществить съемки рельефа дна общей протяженностью 430 тыс. приведенных км.

Для эффективного использования СМП необходимо обеспечить наземную транспортировку грузов. Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов «Северный Широтный ход 1» и «Северный широтный ход 2» позволят соединить порты Северного морского пути с системой железных дорог России.  

Новым этапом в развитии Северного морского пути станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с территории Дальнего Востока в европейскую часть страны. А в 2023-2024 годах начнется круглогодичная навигация в высоких широтах.